За одну неделю страна изменилась раз и навсегда. Мирный протест превратился в кровавое противостояние. Власть стала на путь расстрела демонстрантов, запугивания, массовых посадок в тюрьмы и откровенного террора. Ее противники все больше радикализируются и до момента скатывания страны в хаос вооруженного противостояния остался один шаг.
Ястреб Януковича
При этом складывается традиционная для команды Виктора Януковича ситуация - власть декларирует о своих мирных и демократических целях, но в реальности не прекращает жесточайшим образом давить любое проявление протеста. Одним из показателей того, что с этого пути обитатель Межигорья сходить не собирается, является назначение главой Администрации президента "ястреба" донецкой команды Андрея Клюева.
Возможно, причина такой "любви" Януковича к бывшему главе СНБО, которого он то приближает к себе, то отдаляет, кроется не в его способностях подковерных интриг, а в том, что, как считает "Украинская правда", с гарантом Клюева связывают давние бизнес отношения, .
"Про природу стосунків між Януковичем і Клюєвим детально розповіли інші донецькі олігархи Сергій Тарута і Віталій Гайдук. У шифрограмі американського посольства в Києві, розміщеній на сайті Wikileaks і датованій вереснем 2007 року, посол Вільям Тейлор звітує Вашингтону про свою зустріч з ними. В ході тригодинної розмови, як повідомляє посол, Тарута з Гайдуком серед іншого розповіли дипломату про лідерів Партії регіонів.
"Гайдук і Андрій Клюєв працювали на посадах віце-губернаторів за часів керівництва Януковичем Донецькою областю. Потім Клюєв спровокував зміни у стосунках, зробивши Януковича своїм партнером по бізнесу, таким чином він би отримав преференції. Тарута не знає, чи Клюєв з Януковичем залишаються бізнес-партнерами. Але, зазначив Тарута, між ними існують спеціальні відносини. Тарута думає, що Клюєв достатньо розумний для проведення реформ. На жаль, він швидко довідався, що може заробляти гроші через перебування на високих посадах, і тепер він зловживає своєю державною службою для самозбагачення. Наприклад, за словами Тарути, Клюєв завіз контрабандою величезну кількість курятини через Вільну економічну зону (яка існувала в Донецькій області за часів Кучми - УП). Тарута думає, що Янукович міг отримувати частину прибутків від курячої контрабанди, хоча він не був впевнений".
Тезу "Клюєв і Янукович мають спільний бізнес" підтверджує також схема оформлення власності австрійської компанії "Актив Солар", яка в інтересах Клюєва займається побудовою мережі сонячних електростанцій. Кінцевим власником цієї віденської фірми є траст із Ліхтенштейну, який також протягом багатьох років був кінцевим власником резиденції "Межигір'я".
В свою очередь, "Главком" не стал вдаваться в историю отношений Януковича и Клюева, а проанализировал шесть версий того, почему последний занял кабинет на Банковой. Одна из них звучит как, Клюев - будущий преемник нынешнего президента.
"В СМИ уже неоднократно упоминали, что Андрей Клюев может стать преемником Президента Януковича, который при дальнейшей эскалации конфликта теряет всяческие шансы на победу в 2015 году. Андрей Клюев – чем не кандидатура, гарантирующая неприкасаемость Виктору Януковичу, чем не копирование рокировки «Путин-Медведев»? Вполне возможно, что при таком исходе Виктор Янукович даже согласится на возвращение прежней редакции Конституции, где первую скрипку будет играть премьер".
Ну а пока Клюев не преемник, а глава АП, он активно принимает участие в нынешних политических процессах. В частности, он выступает как один из переговорщиков с оппозицией со стороны власти. Ряд СМИ, например, издание "Тиждень" считают, что наличие в переговорщиках с оппозицией одиозного Клюева - это «издевательство» Януковича.
"Призначення Януковичем секретаря Радбезу Андрія Клюєва головою переговірної групи, яка дійсно мала б розпочати перемовини з опозицією (20 січня), було мало прихованим знущанням. Адже саме Клюєва опозиціонери вважають ініціатором "зачистки" Євромайдану 30 листопада".
Хотя, газета "Зеркало недели" утверждает, что Андрей Клюев еще до назначения на пост главы администрации вел переговоры с рядом представителей оппозиции, такими, как например, депутат "Батькивщины" Николай Мартыненко.
"Контакты между властью и "триумвиратом", очевидно, носили постоянный характер. Из последнего: когда лидеры ВО "Майдан" еще только обсуждали, кто именно поедет на встречу с Андреем Клюевым, полпред Яценюка Николай Мартыненко уже сидел в кабинете будущего главы АП".
Как началась кровь
О том, что же послужило началом силового противостояния между протестующими и милицией, попробовало рассказать читателям "Зеркало недели".
"Кто стоит за воскресной атакой на стражей режима? Как всегда в таких случаях, нужно четко разделять причины и поводы.
Начнем с последних.
Первое. Среди тех, кто инициировал обострение ситуации, вполне могли находиться провокаторы. Их возможное присутствие подтверждается рядом "косвенных улик". Перечислять не станем — об этом достаточно много писалось и говорилось. Упомянем только одно, с нашей точки зрения, важное обстоятельство. По рассказам очевидцев, после того как запылал первый автобус, достаточно большая группа парней в масках и касках оперативно и организованно покинула место событий. Причем они не передислоцировались в сторону Майдана (что было бы логично), а ретировались двумя колоннами. Одна удалилась в сторону Парковой аллеи, другая — через Европейскую площадь по направлению к Трехсвятительской улице. Для тех, кто не знаком с географией столицы, кратко поясним: речь идет о маршрутах, по которым можно было быстро и безболезненно исчезнуть. Кроме того, по утверждению нескольких "старожилов" баррикад на Грушевского, многих наиболее ретивых "заводил" они видели только на Крещение, после 19-го к стадиону "Динамо" они не возвращались. Поверим им на слово.
Появление реальных провокаторов на Грушевского в день проведения очередного вече укладывается в логику возможных планов власти. Им нужна была эффектная картинка — "агрессивные экстремисты нападают на мирную милицию". Это оправдывало будущую жесткость власти, на которую она вполне очевидно настраивалась. Противостояние затянулось, Банковую могла раздражать неопределенность, и она хотела покончить с протестом одним ударом. Но для его нанесения ей мог понадобиться формальный повод, позволяющий применить силу без лишних вопросов.
Мы не утверждаем, что проплаченные наемники режима были инициаторами столкновений, придавших протесту агрессию. Мы лишь считаем, что их присутствие было и возможным, и логичным.
Второе. Поводом для "фул-контакта" могла стать непоследовательность вождей Майдана. Предполагаем, что поход на Банковую или на Раду мог обсуждаться в субботу формальными лидерами протеста. Предполагаем, что об этом было известно командирам отрядов самообороны, и они к этому готовились не только организационно, но и психологически. Предполагаем, что в последний момент, в воскресенье, поход мог быть отменен. Но повлиять на планы и, главное, на настрой большой группы решительно настроенных людей, новая вводная уже не смогла. В рядах сопротивления режиму было немало людей, призванных для выполнения крупных задач и уставших патрулировать периметр да отлавливать выпивох и воришек.
Третье. Почти наверняка среди протестующих были те, кто настроился на решительные действия, независимо от того, что скажут с трибуны Кличко, Тягнибок или Яценюк. Речь идет и о сообществах (вроде "Правого сектора" или фан-групп), и об отдельных людях, все для себя решивших еще до начала очередного митинга на Майдане. Почему они ударили именно в это день? Все просто: проведение вече предполагало скопление большого количества людей. Это, с одной стороны, обеспечивало стихийную поддержку атаки на милицейские кордоны, с другой, затрудняло проведение контратаки "Беркута" и ВВ. Аксиома: чем больше народа — тем меньше вероятность масштабной "зачистки".
Причины. Если быть точным — причина. Имя ей — неверие. Неверие в способность вождей оппозиции к действиям (решительным протестным либо конструктивным переговорным). Неверие в готовность власти сдаться или хотя бы пойти на уступки. Реальный протест искал выход. И нашел его там, где должен был найти — у милицейских кордонов. Не случилось бы этого на Иордан, случилось бы в день рождения Захарченко, в праздник Соборности, не суть. Неизбежное можно разве что отсрочить. "Жесткий стык" был неизбежен. Вопрос был только в последствиях. Гибель людей неизбежностью не выглядела. Но это случилось".
А вот, что насчет радикализации Майдана говорят люди, которые день и ночь стоят на нем.
" - А банда боится. Янукович - это обычный человек, - рассказывает Gazeta.ua протестующий Евгений. - Он представил себя царем, но по сути он - никто. У людей лопнуло терпение. И это хорошо, страна меняется…
- Достал этот беспредел и суды продажные. Дайте связку гранат и я пойду под их танки, - говорит 50-летняя Лариса из Чернигова".
После начала побоища на Грушевского ни один представитель со стороны власти так и не дал внятного объяснения тому, что же заставило милицию начать отстрел протестующих и журналистов. Все, что рассказывали специальные говорящие головы от Партии регионов и государственных структур скорее походили на пропаганду, чем на внятное объяснение действий власти. В этом контексте весьма любопытно интервью политолога Михаила Погребинского, которое он дал "Главкому" до начала кровавых событий…
"- Януковича вообще в этой ситуации сильно волнует мнение Запада, который он наверняка считает своим недругом?
- Думаю, поворот в его отношении к этой теме произошел, когда после разговора с ним Кетрин Эштон и Виктория Нулланд пошли на Майдан раздавать булочки. Как можно воспринимать такое отношение? Я бы на месте Президента потребовал от них внятного ответа на вопрос, поддерживают ли они захват помещений, перекрытие улиц. Пусть они публично ответят, считают ли это нормой. Американский посол мне рассказывал, что говорит оппозиционерам, что это неправильно, но только в узком кругу, а не на брифинге. Янукович заинтересован сохранить возможность взаимодействия с Европой, но он очень ценит возможность оставаться здесь первым лицом и не хочет никому перепоручать такую власть, в том числе, и Путину. Почему он должен уходить, если у него сейчас законный срок? Я пытался объяснить американскому послу, что их стопроцентная поддержка Майдана против власти вредна для американских интересов. Ведь у нас не было антиамериканских настроений таких, как в России, но политика американцев сегодня делает их для половины страны все более негативными героями. Безусловно, они скажут, что принятие этих законов антидемократично, но считаю, что в ситуации очевидной угрозы конституционному строю власть приняла эти решения как принуждение к диалогу…
- Чем Януковичу так дорог Захарченко, которого Майдан обвиняет во всех грехах? Он что – такой идеальный министр?
- Не буду оценивать Захарченко, но я неплохо знаю Януковича, причем в разных обстоятельствах. Если у него есть ресурс, который он может оценить, а вы приходите к нему с требованиями, причем у вас нет никаких ресурсов – ни силовых, ни законных – добиться этого, он никогда не пойдет на ваши требования. И ресурс, и закон на его стороне, так с какой стати? Захарченко это или кто-то другой, но при таком сумасшедшем давлении со стороны врагов Янукович его не уволит. Если бы Майдан требовал уволить, скажем, Богатыреву, то Янукович бы мог уволить Захарченко, но оставить Богатыреву. А так это будет выглядеть, как будто Президента заставили, не имея ни ресурса, ни законных оснований».
Обзор подготовила Таисия Александрова, "ОстроВ"
Комментариев нет:
Отправить комментарий